Виды советского паркета для пола

Почему паркет был так популярен в советское время

Уже более 300 лет в жилых помещениях в качестве напольного покрытия укладывают паркет. И со времен царских дворцов в Санкт-Петербурге, Москве и других крупных и не очень городах России паркет всегда являлся показателем солидного помещения. И каждый уважающий себя человек всегда стремился иметь у себя на полу натуральную древесину, а если это дворцы, то еще и уложенную разными нарядными рисунками.

В советское время паркет также был очень популярен, и в квартирах граждан он встречался в двух основных категориях:

  • Первая категория – это паркет, который укладывали в сталинских и хрущевских домах 1960-70 гг. На самом деле это был не традиционный штучный паркет, а щиты из дешевой сосны размером приблизительно 1х1 метр, сверху на которые были наклеены тонкие ламели, как правило, из березы или в исключительно редких случаях из дуба. Толщина этих ламелей была несоизмеримо меньше, чем у классического штучного паркета. Тем не менее для рядовых граждан такой вид напольного покрытия уже считался паркетом, и каждый владелец таких полов с гордостью говорил, что у него дома настоящий паркет, хотя это был всего лишь классический советский щитовой паркет.

  • Вторая категория – классическая совдеповская елочка, это самый настоящий штучный паркет. Как правило, укладку паркета елочкой выполняли очень простым методом – креплением паркета в паз-гребень с помощью гвоздей, и прибивалось это все на обычные сосновые доски, которые лежали на лагах.
Читайте также:  Kiilto ms silex клей для паркета

В то время не использовали паркетный клей, как сейчас, а вместо него применялась резино-битумная мастика, которая не имела никакой остаточной эластичности. Поэтому любой способ укладки паркета из-за сухого крепления неизбежно со временем приводил к появлению скрипа. Этот самый скрип стал основой распространенного мнения, что любой паркет скрипит. На самом деле всегда скрипели доски, которые были уложены под паркетом, и только в редких случаях скрипел сам паркет, когда терлись друг о друга паркетные плашки.

Тем не менее владельцы уложенного елочкой паркета так же гордо говорили, что у них дома лежит паркет, и были правы. Такой паркет доставлял удовольствие тем, что это было натуральное напольное покрытие, пусть и со скрипом. Хозяева домов с такими полами всегда хвастались перед гостями, что у них дома настоящий деревянный пол – паркет. Это был некий атрибут, который придавал флер буржуазности потребителю, и он имел право этим гордиться. Как правило, такой человек уже считался зажиточным.

В советское время производство штучного паркета было более или менее налажено, особенно в кавказском регионе. Те, кто имел доступ к этим производствам, могли, так сказать, отхватить паркет по знакомству или с помощью взяток – для себя или родных/друзей на подарки. Человек укладывал паркет и наслаждался жизнью.

Была и определенная категория эстетов, которые понимали всю ценность настоящих деревянных полов, и даже в советские времена существовал термин «художественный паркет». Были единичные мастера, которые выполняли паркетные рисунки по требованиям клиентов и действительно воплощали в жилых квартирах настоящие шедевры – не только традиционным способом уложенный елочкой паркет, но и различные геометрические и цветочные орнаменты. Это, конечно, было уже очень солидно, очень дорого, и могли себе позволить такие полы действительно богатые клиенты.

Паркет или линолеум

Еще одним очень популярным покрытием в советское время был линолеум, отчасти конкурирующий с паркетом. Но нужно отметить: ТО, что в СССР называлось линолеумом, на самом деле линолеумом не являлось, а было настоящим ПВХ-покрытием. Линолеум в классическом понимании – это абсолютно натуральный материал. Если сравнить сегодняшнюю стоимость натурального линолеума (который называется мармолеум), то она соизмерима со стоимостью паркета, а иногда даже превышает ее. В советские времена это был не линолеум, а просто рулонный ПВХ. Он был намного практичнее, так как не требовал специального ухода, но был и признаком не очень обеспеченной или бедной семьи. Так что паркет был всегда на голову выше даже в советские времена. Каждый обладатель любого, пусть даже щитового паркета, всегда имел некое превосходство перед тем, у кого дома лежит линолеум.

Как делали реставрацию советского паркета

Если требовалось восстановление советского паркета, этой работой изначально занимались мастера, которые были прикреплены к какому-либо дому быта. Их список был достаточно небольшой, поэтому они были очень востребованными, они занимались перешлифовками, покрытием лаком, выполняли комплексную реставрацию паркета и елочкой, и щитового.

В отличие от нынешнего времени, тогда использовались совершенно неэкологичные лаки. В качестве грунтовочных лаков использовали составы на основе нитроцеллюлозы; защитными были пентафталевые лаки, например, ПФ-218, который использовали повсеместно на всему СССР. Он создавал очень толстый защитный слой, имел очень хорошую износостойкость, но при этом был неэкологичным по составу, совершенно портил весь внешний вид, и натуральность самой древесины терялась. К счастью, сегодня для паркетных работ мастера компании «Вернисаж» используют материалы, безопасные как для древесины, так и для человека.

Источник

Почему в большинстве советских квартир были паркетные полы

Традиционный для советских квартир метод укладки паркета «ёлочкой» применялся ещё в дореволюционной России. А первые паркетные полы появились в XVI веке и долгое время были только в домах знати.

А в пятидесятых годах XX века паркет из натурального дерева был почти в каждой квартире в хрущёвке. Но как советская власть допустила, чтобы паркет, ассоциирующийся с роскошью царских палат, оказался в квартирах простых работяг?

Первые паркетные полы

Долгое время в России и в домах крестьян, и в царских теремах были дощатые полы. Разумеется, особой красотой они не отличались, да и мыть их было сущим наказанием. Но примерно в XVI веке ситуация с полами изменилась. Из Европы пришла мода на паркет — деревянные дощечки, уложенные особым образом. В лучших домах Европы паркетные полы были настоящими произведениями искусства. Желая быть не хуже иностранных правителей, наша аристократия тоже стала укладывать в своих домах паркет.

Полностью иностранную моду не переняли. В России «дубовые кирпичи» укладывали «ёлочкой», то есть под углом друг к другу. Паркет «ёлочкой» стал визитной карточкой многих храмов и дворцов. Со временем паркет начали делать из бука, груши и ясеня, что позволило создавать настоящие картины из дерева. Много веков паркетные полы украшали только дома знати, простолюдины позволить себе их не могли. Однако после образования СССР ситуация изменилась — паркет появился в квартирах простых работяг.

Каким был паркет советских времён

В пятидесятых годах при проектировании хрущёвок, конечно, встал вопрос о внутренней отделке квартир. Недолго думая, решили не отказываться от старых традиций и класть паркет в подавляющем большинстве квартир. Не изменили и рисунку — паркет укладывали традиционной «ёлочкой». Однако укладка такого наборного паркета отнимала много времени.

Для упрощения процесса укладки стали делать квадратный паркет. Мастера выкладывали нечётное количество деревянных плашек друг за другом, то вертикально, то горизонтально — шашечкой. В дальнейшем от наборного паркета и вовсе было принято отказаться. Чтобы облегчить и удешевить производство паркета, его начали делать в виде щитов или модулей. Их формировали прямо на заводе, а в квартире оставалось только выложить щиты на пол. Советский щитовой паркет отличался хорошим качеством и высокой прочностью. Неудивительно, что в некоторых квартирах его можно встретить и сегодня. Но почему в СССР пошли на такой беспрецедентный шаг — укладку деревянного паркета в хрущёвках?

Дёшевый и красивый советский паркет

Укладка паркета в каждой квартире новостройки не была таким уж затратным делом, как может показаться на первый взгляд. Производство паркета в России было отлаженным процессом. Так, ещё до революции в стране насчитывалось около 90 предприятий, занимавшихся производством паркета. В то время как в Советском Союзе наладить производство каких-то других напольных покрытий — линолеума или ламината — было непросто. Вот и пользовались наследством царских времён. К тому же, паркет в СССР оказался довольно дешёвым в производстве, особенно щитовой.

Для изготовления щитового паркета использовались деревянные планки совсем небольшого размера и толщины. По сути, эти планки являлись обрезками, оставшимися от производства более крупных деревянных изделий. Разумеется, ратующие за экономию сырья производители, пускали эти остатки в дело.

Имела место и забота о здоровье граждан. Паркетные полы, в отличие от ламината, хорошо сохраняли тепло и поглощали звуки. Так что они были дополнительным слоем звуко- и шумоизоляции. К тому же, по тёплому паркетному полу было приятнее ходить, чем по холодному и скользкому линолеуму. Однако со временем укладывать паркет «ёлочкой» и «шашечкой» в советских квартирах прекратили. На смену паркету пришли линолеум и другие напольные покрытия.

Источник

Паркет ссср

Общие сведения о паркете

Начнем с познания азбуки паркетного дела. Вспомним о справочнике, из которого мы узнали, что такое паркет.

Паркет (франц.) — лицевой слой пола, настилаемый по определенному рисунку из отдельных строганых дощечек (клепки). Паркетом также называют самый материал, из которого выкладывается паркетный пол.

В Большой советской энциклопедии сказано, что «Полы из паркета настилаются в жилых домах, общественных зданиях, они отличаются красивым внешним видом, малой тепло- и звукопроводностью…»

Для изготовления паркета используют древесину дуба, ясеня, клена, бука, вяза, ильма, граба, сосны, лиственницы и березы, а для художественного паркета, помимо указанных—древесину ценных пород (орех, красное Дерево, черное дерево и др.). Наиболее практичной породой дерева для паркета является дуб. Значительное распространение имеет также буковый- паркет, однако вследствие большого коэффициента усушки он требует особо тщательной защиты от увлажнения. Древесина сосны и лиственницы для изготовления планок должна быть радиальной распиловки, угол наклона годовых слоев к лицевой пласти должен быть не менее 45°.

По текстуре древесины паркет разделяется на радиальный и тангенциальный. В зависимости от способа изготовления различают паркет планочный или наборный, щитовой и щитковый (тафельный).

Технологический процесс производства планочного паркета состоит из нескольких этапов: — распиловки бревен на доски; — сортировки досок на радиальные и тангенциальные; — поперечного раскроя досок на концы или отрезки; — продольного раскроя концов досок на фризы (заготовки) и их сортировка; — сушки, сортировки после сушки; — строжки и оторцовки; — последней сортировки, маркировки .и упаковки для отправки.

Планочный паркет часто выполняется из фриз (заготовок), изготовляемых на лесопильных заводах из досок, а также из отходов лесопильного материала.

Действующий в настоящее время в СССР ГОСТ предусматривает следующие деревянные изделия для устройства паркетных полов: — штучный (планочный) паркет, настилаемый из отдельных дощечек; — наборный («мозаичный») паркет, наклеенный на бумагу; -паркетные доски, изготовленные в цехах специальных предприятий.

Штучный (планочный) паркет, выпускаемый в СССР, представляет собой прямоугольные деревянные планки с пазами и гребнями на кромках или с фальцем, которые служат для соединения планок между собой при настилке (рис. 1).

Штучный паркет бывает размером по длине 150, 200, 250,‘300 и 400 мм, по ширине от 30 до 60 с градацией через 5 мм и толщиной от 12 до 20 мм.

Планки наборного паркета должны иметь правильную геометрическую форму с параллельными и взаимно перпендикулярными сторонами. Размеры пазов и гребней должны быть одинаковыми на всем протяжении и расположены на одинаковом расстоянии от плаетей.

В зависимости от формы и размеров, по способу крепления к основанию и профилю кромок штучный паркет делится на четыре вида: 1) с пазом и гребнем — имеющий с двух смежных сторон пазы и с двух гребни, настилаемый на сплошной деревянный настил с прибивкой гвоздями; 2) с пазами, выбранными со всех сторон,— сопряжение планок осуществляется посредством вкладываемых в пазы деревянных реек (шипов), к основанию крепится гвоздями, 3) с косой кромкой — приклеиваемый к бетонному или другому основанию битумной мастикой, имеет все кромки с небольшой косиной; 4) с фальцем — имеющий со всех четырех сторон косой фальц, служит для зацепки паркета горячей асфальтовой массой или мастикой на бетонном основании.

Паркет с косой кромкой считается наиболее дешевым.

Наборный паркет, наклеенный на бумагу, представляет собой квадратные щиты размерами 400X400, 480X480 и 600X600 мм из планок шириной соответственно 20–25, 20–30, 25–35 мм (рис. 2).

Планки наборного паркета наклеивают на крафт-бумагу или на другую бумагу, соответствующую ей по качеству, при помощи клея типа декстринового, легко снимаемого вместе с бумагой без последующей промывки поверхности паркета водой.

Щиты наборного паркета должны иметь правильную геометрическую форму, -с параллельными и взаимно перпендикулярными сторонами. Планки в них должны быть подобраны по текстуре и цвету древесины и расположены симметрично, образуя четкий геометрический рисунок с прямыми линиями И правильными углами сопряжения.

Наборный паркет, уложенный на основание из деревянных брусьев, часто называют щитовым паркетам. Такой паркет изготовляют в виде щитов, состоящих из основания (фунда^ мента) и наклеенных на него паркетин (клепки) — облицовки. Толщина паркетин определяется породой дерева и назначением помещения, в котором укладывают паркет.

Щиты бывают размерами от 500X500 до 1500X1500 мм.

Процесс производства щитового паркета заключается в изготовлении из деревянных брусков основания щита, оборки и облицовки его.

Паркетины собирают и наклеивают на основание высококачественным [мездровым клеем или водостойким и биостойким смоляным клеем. Щиты укладывают на деревянную обрешетку и прибивают к ней гвоздями. Можно укладывать щиты непосредственно на выровненное и просушенное ‘бетонное основание пола. Щиты в этом случае скрепляют между собой скобами.

Щитовой паркет отличается богатством рисунка, монолитностью, долговечностью, малой трудоемкостью при укладке. К этому типу относится и художественный паркет.

Таким образом, щитовой наборный паркет входит в наш быт как непременный компонент художественной обработки интерьера, и богатейшее наследие в этой отрасли декоративного искусства должно быть шире использовано применительно к современным условиям.

Общественные здания должны быть украшены нарядными паркетами, в жилищах с успехом можно применять красивые и вместе с тем прочные паркеты из отечественных пород дерева (сосны, дуба и березы), которые выдержали длительное испытание в наших дворцах-музеях. Богатые и разнообразные формы старого русского паркета должны быть нами хорошо изучены, творчески переработаны и использованы для грандиозного советского строительства.

Щитковый паркет изготовляют из отходов производства мебели, дубовых бочек, планочного паркета и т. д. в виде щитков размером не более 500X500 мм, склеенных из планок.

Паркетная доска состоит из нижнего реечного основания и наклеенного на него верхнего покрытия из паркетных планок с прямыми гладкими кромками (рис. 3).

Паркетные доски изготовляют длиной 1200, 1800, 3000 мм и шириной 150 мм. В отдельных случаях разрешается поставка укороченных паркетных досок длиной 600–1200 мм, полученный в результате переработки отбракованных стандартных досок.

Кромки паркетных досок .имеют пазы и гребни для соединения досок между собой при настилке пола. Размеры пазов и гребней должны быть на всем протяжении одинаковы и расположены на одинаковом расстоянии от пла-стей. В пазах и гребнях допускается закругление углов.

Рейки основания паркетной доски изготоз-ляют из сосны, ели, лиственницы, кедра и пихты, а также из антисептированной древесины березы, ольхи, осины и тополя. В каждой партии паркетных досок рейки основания должны быть подобраны из древесины одной породы.

Древесина реек должна быть здоровой, без признаков гнили. Рейки могут быть цельными по длине или составными, стыки которых следует располагать вразбежку. При этом стыкуемые рейки основания не склеивают между собой ни по длине, ни по сечению. Нижняя часть рейки может иметь тупой обзол размером не более 1/3 ширины и толщины рейки. Ширина реек основания должна быть не менее 20 мм. При ширине реек более 30 мм в них делают продольные пропилы шириной 2–3 мм по всей длине доски. Глубина пропилов не должна доходить более чем на 1—‘2 мм до верхней границы реек.

Планки лицевого покрытия склеивают с основанием паркетной доски водостойкими синтетическими клеями, в том числе феноло-фор-мальдегидными типов КБ-3 и СП-2, мелами-новыми типа ММФ и резерциновыми типа ФР-12. Склейка должна быть плотной и прочной.

Планки при наклейке подбирают по текстуре и цвету древесины. На рис. 4 показаны различные варианты расположения планок верхнего покрытия на паркетных досках.

Паркетные доски должны иметь правильную геометрическую форму с параллельными и взаимно перпендикулярными сторонами. Лицевая поверхность досок должна быть ровной и гладкой. На нелицевых поверхностях допускаются неровности в пределах отклонения по толщине планок и паркетных досок.

По требованию потребителя паркетные доски поставляют с лакированной поверхностью. Технические требования к качеству лака и лакированной поверхности устанавливают соглашением сторон.

Источник

Оцените статью